На главную Написать письмо Карта сайта

Новости

Олимпийские инвестиции ушли в безнадежный минус

23 ноября 2011 года

Частные инвесторы Олимпиады 2014 года в Сочи никогда не смогут окупить построенные ими объекты.

Мыслителей современности питают деньги

30 ноября 2010 года

Американское издание Foreign Policy опубликовало им же составленный рейтинг «мировых мыслителей». Первое место поделили Уоррен Баффет и Билл Гейтс.
На втором оказались так же две знаменитости - глава МВФ Доминик Стросс-Кан и руководитель Всемирного банка Роберт Зеллик.

Клубы Москвы 2010: открытия года

29 октября 2010 года

Сотрудники «ГдеЭтотДом.РУ» собрали даные о наиболее значительных клубных премьерах столицы России, прошедших в 2010 году. Для 10-миллионного мегаполиса список не велик, однако в него включены только те дебюты, которые показались экспертам рынка безусловно заслуживающими внимания.

Как открыть клуб – информация риэлторов

29 октября 2010 года

Игроки рынка сходятся во мнении, что одним из ключевых моментов в открытии нового ночного клуба является поиск подходящего места и помещения, которое должно отвечать определенным техническим требованиям.

Электроснабжение в Петербурге обещают восстановить к девяти вечера

20 августа 2010 года

По предварительной информации компании "Магистральные Электрические Сети Северо-Запада" (МЭС Северо-Запад) электрическое снабжение города будет восстановлено к девяти часам вечера 20 августа. Так же появляется информация об эвакуации пассажиров метро, чьи поезда застряли на перегоне между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".


Главная

Архив

Россияне замечают всё больше трудностей

10:52 | 23 апрель 2009 года

 Версия для печати

Общероссийская Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» провела вторую волну исследовательского проекта «Межрегиональный индекс кризисного сознания» (МИКС-2009/1). Результаты показали, что воздействие кризиса на россиян углубляется по всем статьям.  

 

Первая волна исследования была проведена в ноябре-декабре 2008 года в 17 городах и регионах страны.

 

Время проведения сбора данных в рамках второй волны исследования — март 2009 года. Генеральная совокупность (объект исследования) — население городов и регионов в возрасте старше 18 лет. Выборка: репрезентирующая генеральную совокупность (население каждой из территорий) по полу и возрасту. Общее число опрошенных — 14200 человек.

Исследование проведено на территории 21 города и региона России:

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Архангельская область

·        Калининградская область

·        Мурманская область

·        Новгородская область

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Воронеж

·        Москва

·        Ярославль

 

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Волгоградская область

·        Ростов-на-Дону

 

ПОВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Республика Татарстан

·        Нижний Новгород

·        Пермский край

·        Самарская область

·        Саратов

·        Уфа

 

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Екатеринбург

·        Ямало-ненецкий автономный округ

 

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

·        Красноярский край

·        Омск

  

Презентацию исследования можно скачать по ссылке

 

Основные результаты второй волны исследования таковы: 

 

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О КРИЗИСЕ

За период с ноября по март (между двумя волнами исследования) информированность населения не изменилась. События, происходящие в экономике, уже не добавляют населению ясности в понимании механизмов экономических проблем.

  

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА

«Охват» населения кризисом растет. Почти вдвое уменьшилась доля людей, которых кризис не затронул. В полтора раза (на 21 процентный пункт) увеличилось число людей, на которых кризис повлиял негативно.

 

На рабочих местах респонденты чаще всего сталкиваются с такими проявлениями кризиса как сокращение заработной платы (26% от числа работающих), задержки выплат (22%), отмена премий и бонусов (19%).

 

При этом существует разрыв между собственным опытом столкновения с проявлениями кризиса и опытом, полученным из коммуникаций. Наибольшей величины этот разрыв достигает в таких явлениях как «Переход к неполной занятости», «Вынужденный отпуск» и «Увольнение». Эти явления стали предметом обсуждения для большего числа людей по сравнению с числом тех, кого это реально затронуло.

 

Так, в ноябре (по данным первой волны проекта) увольнения затронули 21% респондентов, опасались их еще 27%. В сумме это должно было дать к марту почти половину уволенных в выборке. В действительности уволенных оказалось 7% от числа работающих. То есть, реальные последствия кризиса пока заметно уступают опасениям, которые существовали в начале кризисного периода.

  

КРИЗИСНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Тем не менее, эти опасения продолжают расти. Доля респондентов, полагающих, что «кризис будет усиливаться», за три месяца выросла на 8 процентных пунктов. Практически не изменилась доля тех, кто уверен, что кризис достиг дна, и нас ждет улучшение ситуации (11% — в ноябре, 10% — в марте).

 

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

Сохранять привычный образ жизни сколь угодно долго смогут 14% респондентов (при расчете от числа результативных ответов). На срок не меньше года рассчитывает примерно каждый четвертый опрошенный.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА

Население склонно полагать, что основная вина за последствия кризиса в российской экономике лежит на руководстве страны (42% ответов). Каждый пятый (20%) считает, что национальная экономика подверглась вредному воздействию США и западных стран в целом. Еще 16% возлагают ответственность на отвлеченную силу экономической природы капитализма.

 

Позиция «Виновата заграница» характерна для самых благополучных и/или стабильных категорий — молодежь, учащиеся, военные, обладатели высокого материального статуса. Позиция «Виновато руководство РФ» характерна для наименее благополучных категорий населения.

  

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИЙ ВЛАСТИ

Несмотря на представления о том, что именно руководство страны допустило начало кризиса в России, относительное большинство респондентов (41%) считает, что оно же (руководство) способствует выходу из кризиса. Таким образом, на федеральную власть возлагается ответственность как за начало кризиса, так и за выход из него.

Работа регионального руководства оценивается заметно ниже. Треть респондентов (34%) квалифицируют эту работу как не способствующую преодолению последствий кризиса. Таким образом, население пока стремится сохранить высокий уровень доверия к федеральной власти, осознавая некоторую ее вину за непродуманную экономическую политику последних лет.

 

Более того, около трети населения считает, что в условиях кризиса надо полностью положиться на действия президента и правительства. Интересно, что такая точка зрения характерна как для не самых обеспеченных категорий населения («едва сводим концы с концами»), так и для обитателей противоположного значения шкалы обеспеченности («можем купить квартиру и дом»). Точка зрения «Надо самим влиять на решения власти» характерна для каждого четвертого респондента (причем больше всего сторонников этой позиции среди военнослужащих и милиции).

  

ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Участие в массовых выступлениях против роста цен, безработицы и падения уровня жизни считает для себя возможным примерно каждый четвертый опрошенный. И 32% респондентов заявляют, что способные участвовать в таких акциях люди есть в их ближайшем окружении. Эта оценка в точности совпадает со значением, зафиксированным по результатам первой волны исследования.

 

СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В предполагаемом антикризисном поведении населения преобладают две стратегии — «резко сокращу расходы, буду экономить на всем» (56% ответов) и «постараюсь найти дополнительные источники дохода» (47%).

 

За время между двумя волнами исследования (с ноября по март) количество людей, готовых активно отстаивать свое положения на рабочем месте, не увеличилось. Их доля по-прежнему составляет 30% от числа работающих.

  

ОЦЕНКИ ИЗМЕНЕНИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Больше половины (53%) опрошенных говорят, что их нынешнее материальное положение хуже, чем год назад. Ухудшения этого положения в течение ближайшего года ждут 40% респондентов. Еще больше людей (57%) склонны считать, что в ближайший год ухудшится материальное положение «всех россиян».

 

Но в долгосрочной перспективе («Как изменится в ближайшие 5 лет уровень жизни большинства россиян?») доля оптимистов уже превышает долю пессимистов — 28% против 25%. Более того, отношение числа оптимистов к числу пессимистов увеличилось за период между двумя волнами исследования. Население городов и регионов исследования уверено в том, что после кризиса неизбежен рост, и эта уверенность по мере углубления кризиса даже увеличилась.

 

 

источник: «Группа 7/89»

 

 

ранее по теме "Россия - частное потребление":

 

2009.03.26. Есть дома стало гораздо привлекательнее

2009.03.23. Торговцам пора на переформатирование

2009.03.16. Цена кризиса для жителей двух столиц

2009.03.13. У потребителей - упаднические настроения

2009.02.26. Банки распугали заемщиков

2009.02.19. Сбережения становятся дороже

2009.02.13. Послепраздничная "диета" - меню почти не меняется

2009.02.12. Рационалистов стало чуть больше

2009.02.12. Под Новый год россияне потратили больше, чем ожидалось

2009.02.11. Пессимистов больше пока не становится

2009.02.03. Мнение россиян: кризис растянется на 17 месяцев

2009.01.30. "Уровень домашнего потребления": падение заторможено

2009.01.28. "Группа 7/89" исследовала кризисное сознание россиян 

Вход для подписчиков

Регистрация

Голосование

как часто вы заказываете маркетинговые исследования специализированным компаниям?
Посмотреть результаты голосования
© 2008-2010 ООО "Деловая информация". Все права защищены.
Разработка сайта: WebComfort
Rambler's Top100