ФОРСТЕН Георг Август (Георгий Васильевич)


Российский историк, один из крупнейших отечественных специалистов второй половины 19 века по всеобщей истории, углублённо изучал внешнюю политику скандинавских стран, международные отношения, западноевропейскую культуру и духовную жизнь средних веков и нового времени.

Георг-Август (Георгий Васильевич) Форстен родился 30 мая (11 июня) 1857 года в городе Фридрихсгаме (современная Хамина). Отец – Торстен-Вильгельм Форстен, финляндский швед, лютеранин, был капитаном полевой пешей артиллерии, помощником инспектора классов Финляндского кадетского корпуса, мать – урождённая Констанция-Антония Малиновская, по происхождению украинская полька католического вероисповедания, дочь подполковника. Георг-Август был их седьмым, самым младшим ребёнком. Страдал врождённым дефектом – недоразвитостью левой руки, многие лично знавшие его современники даже называли Г. В. Форстена «одноруким».

После увольнения отца со службы по болезни в 1860 году семья переехала в Санкт-Петербург. Г. В. Форстен учился в 6-й Петербургской классической гимназии (прошёл курс 1868-1874 гг., отличные оценки имел только по немецкому и французскому языкам), далее на отлично окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1877-1881 гг.) и, получив учёную степень кандидата, был оставлен при университете со стипендией для подготовки к защите магистерской диссертации по всеобщей истории под руководством В. В. Бауера  и В. Г. Васильевского. 

Диссертацией Форстена стала написанная им книга «Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI столетиях» (1884), которую он успешно защитил в начале 1885 года. Оппонентами на защите выступили В. Г. Василевский и Е. Е. Замысловский. Перед защитой диссертации Г. В. Форстен женился на Валентине Александровне фон Фрикен, происходившей из дворянской семьи обрусевших немцев. Вскоре после защиты диссертации, по решению Совета профессоров Санкт-Петербургского университета, учёный вместе с женой выехал за границу, и 1885-1886 годах находился в командировке, работая в архивах и учебных заведениях Германии, Италии, Дании и Швеции. Результатом поездки стала двухтомная публикация «Акты и письма к истории балтийского вопроса» (1889-1893) в которую вошли собранные в иностранных архивах документы о событиях Ливонской и Тридцатилетней войн.

Осенью 1887 года Г. В. Форстену было предоставлено место приват-доцента, то есть нештатного преподавателя, Санкт-Петербургского университета. Параллельно, чтобы содержать семью, историк начал преподавать в средних учебных заведениях: с 1887 года – в царскосельской гимназии и 2-м кадетском корпусе, с 1891 года – в гимназии и реальном училище Я. Г. Гуревича и в женской гимназии княгини Оболенской. Кроме того, в 1891-1900 гг. он вёл занятия на Высших женских курсах, а также преподавал там внештатно в 1902, 1904 и 1905 гг., в 1893-1899 гг. был экстраординарным профессором Историко-филологического института при Министерстве народного просвещения, в 1896-1899 гг. профессором Николаевской академии генерального штаба, с 1905 года и почти до конца жизни – профессором Женского педагогического института. В 1896 году он получил назначение на должность сверхштатного экстраординарного, а в конце 1899 г. – ординарного профессора Петербургского университета.

Период с 1889 по 1894 год считается наиболее плодотворным в жизни учёного, как исследователя, и вместе с тем исключительно тяжёлым в личном плане. Летом 1887 года на втором году жизни умер первый и единственный ребёнок Форстенов – сын Борис, а через четыре года – летом 1891 года после тяжёлой болезни скончалась и его жена. Причины смерти Валентины Форстен остались до конца не выясненными; среди людей, близких семье, преобладало мнение, что историк случайно отравил свою супругу, по ошибке дав ей или неверную долю лекарства или вообще неподходящее средство. Несмотря на эти трагические события, Г. В. Форстен смог не только подготовить и издать двухтомник по материалам своей командировки, но и считающееся его главным научным трудом двухтомное исследование «Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях» (1893-1894). Эта работа стала докторской диссертацией историка, которую он защитил в марте 1894 года. Оппонентами на защите выступили Н. И. Кареев и С. Ф. Платонов. В апреле 1894 года Совет Санкт-Петербургского университета утвердил Г. В. Форстена в степени доктора всеобщей истории. В начале 1901 года он был награждён орденом св. Станислава 2-й степени «за отлично усердную службу и особые труды».

Ещё с лета 1896 года состояние здоровья Г. В. Форстена начинает ухудшаться. Он регулярно жалуется на головные боли, хроническую бессонницу, воспаление горла и падение научной продуктивности, в том же году, после консультаций с врачами во время заграничной командировки, был вынужден прервать исследования и вернуться домой. Однако, в последующие годы он смог подготовить несколько больших статей по дипломатии и международной политике скандинавских и балтийских стран XVII столетия, опубликованных в «Журнале Министерства народного просвещения», в том числе «Сношения Швеции с Россией во второй половине XVII века» (1898), «К внешней политике великого курфюрста Фридриха Вильгельма Бранденбургского» (1900), «Датские дипломаты при Московском дворе во второй половине XVII века» (1904).

Параллельно с работой над проблемами международных отношений историк начал заниматься другими темами – историей Реформации и контрреформации в скандинавских странах, а также итальянским Возрождением и гуманизмом. Результатом этих трудов стали три книги иностранных авторов, изданные в России под редакцией и с предисловиями Г. В. Форстена: Л. Гейгера «Немецкий гуманизм» (1899), А. Э Бергера «Культурные задачи Реформации. Введение в биографию Лютера» (1901), Р. Зайчика «Люди и искусство итальянского Возрождения» (1903). В целом, в работе учёного интерес к истории духовной жизни и культуры постепенно перевешивал занятия вопросами политики. Темы семинарских занятий по новой истории, которые он вёл в университете, были далеки от его первоначальной сферы исследовательской деятельности. В неформальном домашнем кружке из молодых преподавателей и учеников, собиравшемся на квартире Форстена по субботам с начала 1890-х годов, также обсуждались темы, касавшиеся общих вопросов науки, искусства и культуры (следует отметить, что в последние годы преподавательской деятельности Форстена «совещательные часы» на дому по субботам официально включались в его профессорскую нагрузку). Один из студентов Форстена, в будущем – народный артист СССР А. А. Брянцев прямо указывал, что профессор решающим образом повлиял на его окончательный выбор профессии и направил на обучение театральному делу к другому своему бывшему ученику – П. П. Гайдебурову.

В конце 1908 года по состоянию здоровья Г. В. Форстен был вынужден оставить службу в университете и в гимназии кн. Оболенской (в которой с 1896 года занимал пост председателя педагогического совета) и отправиться в длительный заграничный отпуск «для лечения продолжительной болезни». Весной 1909 года отпуск, с той же мотивировкой, был продлён. В это же время у историка начало явно проявляться прогрессирующее психическое расстройство. В течение лета 1909 года, в сопровождении друзей, он путешествовал по Европе, осенью через Гельсингфорс ненадолго вернулся в Петербург, в марте 1910 года с помощью сестры снова переехал в Гельсингфорс, где был помещён в санаторий, а далее, в связи с резким ухудшением самочувствия, в имение своего брата в приходе Йорис, Санкт-Михельской губернии Великого княжества Финляндского. Здесь 21 июля (3 августа) 1910 года Г. В. Форстен скончался и был погребён на местном лютеранском кладбище.