ЛАЗАРЕВ Иван Давидович, российский военачальник, генерал-адъютант, генерал-лейтенант. Родился в городе Шуша Елизаветпольской губернии в 1820 году, умер в селе Чат Закаспийского края 14 (26) августа 1879 года.
Происходил из небогатой армянской семьи. В четыре года остался без отца. С детства увлекался стрельбой. Окончил Шушинское уездное училище, в котором, по утверждению лично знавших его современников, научился только читать и писать по-армянски и по-русски. Добровольно начал военную службу в 1839 году, рядовым в пехотном генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского (Ширванском) полку (позднее – 84-й пехотный Эриванский Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Константиновича полк).
В 1840-1861 годах принимал участие в военных действиях на Кавказе. За отличия в боях с горцами в 1842 году награждён знаком отличия военного ордена св. Георгия и представлен к производству в первый офицерский чин, в связи с чем был командирован в Таганрог, в штаб резервной дивизии, для обучения строевой службе. По завершении обучения выдержал экзамен и в 1843 году был произведён в прапорщики. 26 августа (7 сентября) 1843 года в бою у Салтинских садов был контужен ружейной пулей в локоть левой руки.
22 сентября (4 октября) 1848 года отличился при взятии Москинджинских (Мескенжинских) завалов. 5-я мушкетёрская рота 2-го батальона Ширванского полка под командованием штабс-капитана И. Д. Лазарева двигаясь в авангарде колонны, первой ворвалась на неприятельские позиции, захватив господствующую над полем боя высоту. Результатом взятия завалов стало освобождение от блокады укрепления Ахты. Сам Лазарев при штурме получил два ранения, ружейной пулей в шею навылет и камнем в голову, а также контузию пулей в левое плечо.
В 1850 году назначен управляющим стратегических важным Мехтулинским ханством, через которое проходили наиболее удобные пути сообщения между Средним и Южным Дагестаном. В условиях фактического безвластия, в котором оказалось ханство после кончины его правителя, генерал-майора Ахмед-хана, И. Д. Лазарев смог обеспечить на вверенной ему территории военно-политическую стабильность, свободное перемещение войск, организовал регулярное получение разведывательной информации о ситуации в неподконтрольных российским властям горных районах. В 1854 году он был назначен управляющим Даргинским округом, а позднее в том же году – начальником временного управления в частях Дагестана, присоединённых к Прикаспийскому краю.
25 августа (6 сентября) 1859 года в ходе осады аула Гуниб полковник И. Д. Лазарев вместе с бароном А. Е. Врангелем провёл переговоры о капитуляции с Янусом, доверенным лицом имама Шамиля, завершившиеся добровольной сдачей укрепления и его защитников.
После пленения Шамиля И. Д. Лазарев был произведён в генерал-майоры и в 1860 году назначен военным начальником Среднего Дагестана, где, совершив стремительный рейд по труднодоступным горным районам, смог быстро подавить едва начавшееся антироссийское восстание. В 1865 году И. Д. Лазарев был переведён на должность командира 21 пехотной дивизией, в 1866 году произведён в генерал-лейтенанты и утверждён в должности командира 21 пехотной дивизии. Из-за конфликта, возникшего с одним из полковых командиров дивизии, генерал-лейтенант И. Д. Лазарев был отчислен от должности и в 1868 году назначен состоять при Кавказской армии. В том же 1868 году поселился в Баку, где проживал до начала русско-турецкой войны. В течение этого времени составил воспоминания о службе в Дагестане, не изданные при жизни автора.
В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, И. Д. Лазарев был назначен начальником Байрахтарского отряда в составе действующего корпуса генерала М. Т. Лорис-Меликова. В ходе сражения у высоты Аладжа, 20 и 21 сентября (2 и 3 октября) 1877 года, отряд одержал победу над турецкими войсками под командованием Мухтар-паши в бою под селением Суботан. В последовавшем затем Авлиар-Аладжинском сражении 2-3 (14-15) октября 1877 года, обход турецких позиций, совершённый под командованием Лазарева, стал одним из решающих факторов, обеспечивших победу русских войск. 5-6 (17-18) ноября 1877 года при штурме Карса, в качестве начальника Карсского отряда, генерал-лейтенант И. Д. Лазарев руководил всеми штурмующими колоннами, обеспечив взятие крепости.
На заключительном этапе русско-турецкой войны И. Д. Лазарев командовал корпусом, занимавшим Азиатскую Турцию, на территории которой находился до сдачи Эрзерума и заключения мира. За время войны был награждён орденами Белого Орла, Георгия 3-й и 2-й степени. В ноябре 1878 года впервые в жизни посетил Санкт-Петербург для участия в Георгиевском празднике. Получил звание генерал-адъютанта и был назначен командиром 2-го Кавказского корпуса.
В начале 1879 года назначен временно-командующим войсками Закаспийского края и начальником Ахал-Текинского экспедиционного отряда. В мае 1879 года прибыл в Чикишляр, где начал подготовку к походу против туркменского племени текинцев с целью занятия Ахал-Текинского оазиса (так называемой Первой Ахал-Текинской экспедиции).
В конце июля у И. Д. Лазарева был обнаружен нарыв на спине. Сделанная в полевых условиях операция не принесла успеха; состояние генерала продолжало ухудшаться, однако он отказался последовать совету врачей и отправиться на лечение, категорически запретив распространять какие-либо сведения о своём здоровье. После выступления войск из Чикишляра Лазарев отправил в Тифлис просьбу о назначении в качестве его помощника командира 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Петрова, сообщив вместе с тем о своём намерении следовать за отрядом. 10 (22) августа он выехал в экипаже из Чикишляра и 11 (23) августа прибыл в селение Чат, проехав за полтора дня по бездорожью более 150 километров. В Чате состояние генерала резко ухудшилось, 12 (24) августа он потерял сознание и через два дня умер, не приходя в себя.
Забальзамированное тело И. Д. Лазарева 19 (31) августа 1879 года было доставлено в Баку на пароходе «Тамара» и далее, согласно его завещанию, перевезено в Тифлис, где 27 августа (8 сентября), после панихиды в армянской церкви Пресвятой Богородицы, было погребено в ограде Ванского собора.
Некоторое время после смерти И. Д. Лазарева именно с его именем связывали провал Первой Ахал-текинской экспедиции, объясняя неудачу, в частности, просчётами военачальника в организации тылового обеспечения и задержками с началом похода, состоявшегося в самое неблагоприятное по климатическим условиям время года. В дальнейшем, однако, эта версия не получила распространения.