РАЗРЫВНАЯ ПУЛЯ ОБРАЗЦА 1863 ГОДА (взрывчатая пуля), первая разработанная в России разрывная пуля, предназначавшаяся для стрельбы из дульнозарядных нарезных ружей (винтовок).
Основные характеристики: калибр – 6 линий (15,24 мм), диаметр пули – 5,85 линий; длина пули – 10,5 линий (26,67 мм); вес снаряженной пули равнялся 8 золотникам 25 долям; вес разрывного заряда – 4,5 доли винтовочного, охотничьего или ружейного пороха.
Разработка пули велась Оружейной комиссией Временного артиллерийского комитета на основании решения Комитета об улучшении штуцеров и ружей, принятого в ноябре 1858 года после обсуждения сведений об успешных испытаниях разрывной пули, произведённых в Швейцарии. Систему пули разработал состоявший при Оружейной комиссии мастер Труммер, на основе прусской системы Лоренца, зажигательное приспособление, обеспечивавшее разрыв заряда в момент попадания пули в цель, было спроектировано путём модернизации швейцарского образца. Конструкция пули обеспечивала возможность использовать её для стрельбы из оружия с допусками в калибре до ¼ линии без существенного ущерба для меткости и дальности, что отвечало объективным условиям русской армии того времени, вооружённой в основном винтовками, переделанными из гладкоствольных ружей. По результатам испытаний, проводившихся в Царскосельском стрелковом батальоне, точность стрельбы разрывными пулями оказалась одинаковой со стрельбой обыкновенными пулями.
Разрывная пуля обр. 1863 года отличалась простотой изготовления, её конструкция, при условии поставки изготовленных промышленным способом составных частей, позволяла организовать конечное производство на базе воинских частей, силами армейских лаборатористов, без использования специального оборудования и инструментов.
Патрон с разрывной пулей изготавливался по стандартной технологии, принятой для армейских 6 линейных винтовок и маркировался, для отличия от обыкновенных боеприпасов, особой чёрной краской из голландской сажи, клея и воды. Заряжание патроном с разрывной пулей осуществлялось обыкновенным порядком, так как на испытаниях было установлено, что даже самые сильные удары шомполом по головной части пули не вызывали взрыва заряда.
В июле 1863 года 6 линейная разрывная пуля была принята на вооружение стрелковых частей русской армии. В соответствии с приказом военного министра, на каждого солдата полагалось иметь по шесть патронов с разрывной пулей.
По типу разрывная пуля образца 1863 г. может быть отнесена к зажигательным боеприпасам, т. к. её основным предназначением была стрельба по зарядным, патронным и передковым ящикам. Применение пули для зажигания других объектов, в том числе жилых построек, стогов сена и т. п. оказалось неэффективным, в связи с чем Главным артиллерийским управлением специально для частей Кавказской армии было поручено разработать 7 линейную зажигательную пулю. Действовавшими инструкциями изначально не предусматривалось использование разрывной пули против живой силы, а в сентябре 1864 года, по рекомендации Оружейной комиссии Арткома ГАУ, повелением императора Александра II и приказом военного министра был объявлен фактический запрет на любое использование разрывных пуль, кроме как для уничтожения вражеских боеприпасов. Одновременно было уменьшено число патронов с разрывными пулями, состоящих в штатном боекомплекте: по новому положению, их полагалось иметь только унтер-офицерам стрелковых частей в количестве 10 штук на каждого.
В январе 1869 года разрывная пуля обр. 1863 года приказом военного министра была снята с вооружения.