о закупках Швецией в России зерна в период Тридцатилетней войны. Проводились по инициативе шведской стороны в связи с необходимостью обеспечивать продовольствием и деньгами действующую армию.
20 декабря 1627 года шведский король Густав II Адольф обратился к царю Михаилу Фёдоровичу с посланием, в котором просил разрешить закупку 10-12 кораблей зерна. Разрешение было дано в марте 1628 года. В 1629 году в Москву прибыл шведский посол Мониер, который запросил о возможности оказать Швеции помощь в форме разрешения на приобретение ржи и другого продовольствия по льготным ценам в связи с предстоящим вступлением в войну со Священной Римской империей. Одновременно посол ходатайствовал, чтобы русские власти не допускали продажи зерна в католические страны. От царского имени послу было сообщено разрешение закупать в текущем году рожь по себестоимости и беспошлинно, а в последующие годы, при поступлении соответствующего запроса, - так же по льготным ценам и беспошлинно, с условием что год будет урожайным. Также было удовлетворена просьба Швеции о запрете на продажу зерна другим иностранцам.
В 1630 году посол Мониер снова ходатайствовал о приобретении зерна на прежних условиях в увеличенном, по сравнению с 1629 годом количестве, прямо мотивируя запрос военными надобностями. На просьбу был дан положительный ответ, кроме того, русские власти позволили шведам закупить у частных поставщиков смолу и селитру. Были удовлетворены и повторные просьбы Швеции о беспошлинном приобретении ржи в 1631, 1632 и 1633 годах, также мотивированные ссылками на военные потребности, связанные с ведением боевых действий против католических держав. Таким образом, разрешение закупок зерна по минимальной цене фактически являлись русской субсидией Швеции, имевшей военно-политическую мотивировку и позволявшей последней обеспечивать вооружённые силы, в значительной степени состоявшие из наёмников не только продовольствием, но и финансированием.
После окончания в 1634 году Смоленской войны и заключения Россией мира с Польшей, льготные поставки хлеба Швеции, несмотря на поступившую в том же году от королевы Кристины просьбу сохранить право на льготные закупки хотя бы в уменьшенном объёме, были прекращены, под предлогом неурожая и сильно выросших цен.