ШИЛЬДЕР Карл Андреевич


ШИЛЬДЕР Карл Андреевич, российский военачальник и военный инженер, инженер-генерал, генерал-адъютант. Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года) в деревне Симаново (Симоново) Невельского уезда Витебской губернии (современная территория Невельского района Псковской области), умер 11(23) июня 1854 года, в Калараше (современная территория Молдавской республики).

Дворянин. На военной службе с 1802 года. В 1806 году окончил Школу колонновожатых, после которой командовал сапёрной ротой и батальоном. В 1811 году вёл строительство оборонительных сооружений на реке Припять. Участник Отечественной войны 1812 года. В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг., при осаде Варны разработал и применил новую систему минной борьбы, организованными под его руководством взрывами мин были разрушены оборонительные сооружения крепости, после чего турецкий гарнизон сдался. В том же 1828 году награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1829 году руководил инженерными работами при осаде крепостей Силистра и Шумла и был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени.

В ходе подавления Польского восстания в 1831 году, будучи начальником инженеров Гвардейского корпуса, проявил храбрость в сражении при Остроленке и штурме Варшавы, был награждён золотой шпагой с алмазами.

В начале 1830-х годов, развив опробованные в ходе войны с Турцией идеи, предложил так называемую трубную контрминную систему обороны крепостей, предусматривавшую широкое использование ракет. Суть проекта заключалась в прокладке вокруг крепостей сети подземных галерей и рукавов, в которых оборудовались долговременные ракетные позиции. Часть из них использовалась для стрельбы по наземным целям, другая – для подземной контрминой борьбы. Проект Шильдера был подвергнут серии испытаний в ходе учений 1834-36 и 1855-1845 годов под Красным Селом, Ивангородом, Новогеоргиевском и Киевом, которые дали положительный результат, однако дальнейшего практического применения не получил.

С 1833 года – генерал-адъютант. Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста и переправочных средств, совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов и его практическое применение для разрушения мостов с помощью подводных фугасов. Работал над вопросом увеличения дальности полёта боевых ракет, в 1836 году предложил для решения этой проблемы использовать составной (пакетный) реактивный двигатель.

По проекту К. А. Шильдера в 1834 году на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге была построена цельнометаллическая подводная лодка с шестовыми минами и ракетами, с которой под его командованием был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения, а в 1837 году - экспериментальный пароход «Отважность», вооружённый артиллерией и ракетами. Вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальваническую и гальваноударную морские мины. 15 (27) мая 1836 года генерал-адъютант К.А. Шильдер был назначен начальником инженеров Отдельного гвардейского корпуса.

В 1836 году по инициативе К.А. Шильдера в Петербурге было учреждена акционерная компания «Общество для заведения двойных паромных пароходов с ледокольным механизмом и без оного». По заказу фирмы, которую сам Шильдер и возглавил, на Александровском чугунолитейном заводе были выстроены два парохода, «Пётр Великий» и «Михаил», которые с 1837 года начали совершать рейсы между Петербургом и Петергофом. Однако, пароходы были построены плохо (сам Шильдер иронично называл их «паростоями»), и как только у компании появились конкуренты с более совершенными судами, дело стало убыточным. В итоге Шильдер был вынужден в 1847 году ликвидировать общество со значительными потерями для себя, которые частично по его ходатайству из уважения к заслугам генерала были компенсированы казной.

Для экспериментов и дальнейшей разработки проектов В. А. Шильдера и Б. С. Якоби в области морского подводного оружия в октябре 1839 года в Петербурге был создан «Комитет Высочайше утверждённый о подводных опытах» под председательством генерал-лейтенанта П. А. Козена, в который вошли представители военного и морского министерств.

В начале 1840 года К. А. Шильдер, на основе неоднократно и успешно проводившихся им опытов с подрывом наплавных мостов и мостовых устое с помощью подводных фугасов, предложил способ разрушения такими же фугасами кораблей, затонувших на относительно небольшой глубине, с целью очистки заблокированных морских проходов. Император Николай I приказал Комитету о подводных опытах испытать это предложение и воспользоваться для этого кораблем «Андрей», затонувшим незадолго до того на северном кронштадтском фарватере. 20 июня (1 июля) 1840 года под корабль был установлен заряд в 120 пудов пороха, взорванный с помощью электричества (гальваническим способом). В результате деревянный корпус был полностью разрушен, а фарватер очищен. В 1841-1849 годах К. А. Шильдер продолжал активно работать в составе Комитета о подводных опытах, в 1844 году, в связи с тяжёлой болезнью генерала П. А. Козена принял на себя обязанности его председателя. В рамках служебных обязанностей курировал обширную программу испытаний подводных мин, предложенных шведским изобретателем Иммануилом Нобелем, в 1845 году разработал, наряду с И. Нобелем, систему управляемых подводных минных заграждений – т.н. «минный перемёт, испытания которого закончились безрезультатно.

Следует отметить, что К. А. Шильдер, характер которого даже апологетически относившийся к нему биограф М. Н. Мазюкевич характеризовал как «восприимчивый и впечатлительный», был не просто увлекающейся натурой, но и подвержен всякого рода влияниям. В частности, он живо интересовался трудами шведского мистика и философа Эммануила Сведенборга, а в начале 1850-х годов, будучи по долгу службы в Варшаве, увлёкся популярным тогда в обществе столоверчением и спиритическими сеансами, во время которых медиумы устанавливали связь с загробным миром, в частности, сам генерал пытался «установить контакт» с духом покойного императора Александра I.

В 1851 году К. А. Шильдер был награждён орденом Св. Александра Невского. В 1852 году произведён в инженер-генералы. Во время Крымской войны в 1854 году был направлен в Дунайскую армию. Участвовал в разгроме турецкой флотилии у Рущука, форсировании Дуная у Браилова и осаде Силистры, во время которой был тяжело ранен. Умер от ранения госпитале.

Сын К. А. Шильдера – российский историк, генерал-лейтенант Н. К. Шильдер.