ВИНТОВОЙ КОРАБЛЬ


Определение, использовавшееся в России в 40-60-х гг. 19 века для обозначения боевых кораблей, оснащённых винтовым движителем в качестве основного и парусами в качестве вспомогательного. Появление понятия «винтовой корабль» связано с особенностями указанного периода, ставшего переходным для технологий судостроения, когда в составе российского и большинства других флотов мира одновременно находились корабли с тремя типами движителей: парусными, паровыми колёсными и паровыми винтовыми. 

Первым винтовым кораблём российского флота стал винтовой фрегат «Архимед», спущенный на воду в 1848 году. В дальнейшем понятие «винтовой корабль» обычно использовалось применительно к наиболее крупным кораблям линейного класса, более мелкие корабли именовались в соответствии со своим типом, например «винтовой фрегат» или «винтовая шхуна» и т. д. С окончательным переходом военного флота на винтовые движители, понятие «винтового корабля» вышло из употребления.