«ВСАДНИК»


«ВСАДНИК», минный крейсер российского флота. Построен в Або на верфи В. Крейтона по образцу минного крейсера «Казарский» германской фирмы Ф. Шихау. Контрактом на строительство, подписанным 1 (13) апреля 1892 года, предусматривалась ответственность верфи за любые изменения характеристик по сравнению с немецким прототипом, однако в процессе постройки по предложениям наблюдающих инженеров в конструкцию корабля был внесён ряд изменений, позволивших увеличить мореходность и улучшить ряд других характеристик.

Крейсер получил имя и был зачислен в 5-й флотский Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Алексея Александровича экипаж приказом управляющего Морским министерством от 24 октября (5 ноября) 1892 года.

Спущен на воду в 1893 году. Водоизмещение 400 тонн, скорость 20 узлов, вооружение: шесть 47-мм орудий, три 37-мм орудия, два надводных торпедных аппарата.

В 1894 году «Всадник» был переведён на Дальний Восток. Отличился во время сосредоточения русской эскадры в Чифу в 1895 году.  С начала русско-японской войны находился в Порт-Артуре в числе кораблей береговой обороны, нёс ночные дежурства по охране эскадры, участвовал в установке минных заграждений. По инициативе С. О. Макарова был переоборудован в тральщик. 31 марта (13 апреля) 1904 года после гибели броненосца «Петропавловск», одним из первых кораблей подошёл к месту трагедии. Командой «Всадника» было спасено большинство из уцелевших после подрыва «Петропавловска».

Дальнейшая служба крейсера заключалась в постоянном участии в тралении в течение апреля, а в мае, июне и июле – в охране тралящего каравана на рейде. Далее выходы в море прекратились из-за порчи механизмов. 2 (14) декабря «Всадник» был потоплен в восточном бассейне попавшими в него 11-дюймовыми японскими снарядами, и взорван в ночь на 20 декабря 1904 (2 января 1905) года при сдаче Порт-Артура.