ГЕДИН (Хедин) Свен Андерс


ГЕДИН (Хедин) Свен Андерс (Sven Anders Hedin), шведский путешественник, общественный и политический деятель. Родился 19 февраля 1865 года в Стокгольме, умер там же 26 ноября 1952 года.

Сын городского архитектора Людвига Гедина и Анны Софии Каролины Берлин, дочери руководителя Государственного банка и депутата риксдага Кристиана Гисселя Берлина.

Принял решение стать путешественником в детстве, под впечатлением от торжественной встречи, устроенной весной 1880 года в Стокгольме участникам шведской арктической экспедиции под руководством А. Э. Норденшельда.

По окончании гимназии получил предложение отправиться в Баку для работы домашним учителем сына одного из шведских инженеров, служивших в Товариществе нефтяного производства братьев Нобель. Из Баку в течение весны и лета 1886 года совершил своё первое самостоятельное путешествие по Персии, преодолев верхом более двух тысяч километров. Путевые впечатления изложил в книге «Через Персию, Месопотамию и Кавказ» (1887).

После возращения домой изучал геологию, минералогию, кристаллографию и зоологию в Стокгольмском и Упсальском университетах. В 1889-1892 годах прослушал курс лекций по географии Фердинанда фон Рихтгофена в Берлине, защитил диссертацию и получил степень доктора философии. Также посетил в 1890 году Тегеран в качестве переводчика при шведской дипломатической миссии, затем, по собственной инициативе и при финансовой поддержке короля Швеции Оскара II, предпринял большое путешествие по Ирану, совершив восхождение на гору Демавенд, азиатским владениям Российской империи и территории Восточного (китайского) Туркестана, побывав в Самарканде, Бухаре и Кашгаре.

Окончив учёбу в Берлине, на гонорары от книг и статей, изданных по итогам своих путешествий в Азии, а также привлечённые средства ряда частных лиц совершил первую экспедицию в Азию (1893-1897), в ходе которое изучал Памир, пустыню Такла-Макан, Северный Тибет и впервые в жизни побывал в Пекине. На обратном пути в Швецию получил аудиенцию у российского императора Николая II.

Вторая экспедиция (1899-1902), также финансировавшаяся за счёт личных средств Свена Гедина и частных пожертвований, была посвящена исследованию района реки Тарим, озера Лобнор, пустыни Такла-Макан. Экспедиция обнаружила и начала раскопки заброшенного города Лулан (Лоу-Лан) в Синьцзяне, существовавшего во 2 в. до н. э – 3 в. н. э. Предпринятая летом 1901 года попытка инкогнито, под видом монгольских пастухов, достигнуть Лхасы, закрытой для иностранцев, окончилась неудачей.

Вернувшись в Стокгольм в 1902 году, Свен Гедин получил дворянский титул,  став последним шведом, возведённым в дворянство. В течение нескольких лет он занимался обработкой научных результатов экспедиции, совершал поездки по Европе, выступая с популярными лекциями о своих приключениях, а также впервые попробовал себя в политической деятельности, приняв участие в полемике вокруг претензий Великобритании на захват Тибета и дискуссиях вокруг готовившегося расторжения шведско-норвежской унии и слухов о возможном захвате Российской империей части территории Норвегии. Одновременно он вёл подготовку к новой экспедиции в Азию, в ходе которой решил заняться изучением Тибета.

В ходе этой третьей по счёту, т. н. «Трансгималайской экспедиции» (1905-1908) Свен Гедин исследовал западный и южный Тибет, истоки рек Брахмапутра и Сатледж. Совершив восьмикратное пересечение высокогорного региона, Гедин выявил горную систему, которую назвал Трансгималаями (Гандисышань), ранее известную только в отдельных пунктах. По окончании Трансгималайской экспедиции путешественник в течение нескольких лет работал над научными и популярными трудами, посвящёнными её результатам, выступал с лекциями, а так же активно занимался общественно-политической деятельностью, агитируя в поддержку усиления шведской армии и призывая помнить о существующей для Швеции «русской угрозе». В 1913 году написал книгу «Слово предупреждения», в которой обрисовал воображаемую оккупацию Швеции Россией, изданную тиражом в миллион экземпляров.

В 1913 году стал членом Королевской шведской Академии наук, в дальнейшем ежегодно участвовал в выборе лауреатов Нобелевской премии по литературе.

С началом Первой мировой войны активно выступал за участие Швеции в конфликте на стороне Германии. В 1914-1916 гг. при поддержке императора Вильгельма II посетил, с германской стороны, Западный, Восточный и Месопотамский фронты, в том числе побывав в зоне боевых действий во время Горлицкого прорыва, и  написал о своих поездках книги «С Западного фронта» (1915), «Война против России» (1915) и «Багдад. Вавилон, Ниневия» (1917).

После заключения Версальского мира (1918), который воспринял, как личную трагедию, на несколько лет отошёл от активной публичной деятельности, однако участвуя в благотворительной работе, которую вела его младшая сестра Альма Гедин. В 1923 году совершил кругосветное путешествие, посетив США, Монголию и Советский Союз.  Поездка в Америку позволила ему заручиться финансовой поддержкой нескольких крупных предпринимателей, в том числе Генри Форда для организации новой экспедиции в Азию для изучения китайского Туркестана, план которой он вынашивал более десяти лет. По требованию китайских властей, экспедиция была названа «Китайско-Шведской», в её состав также вошли представители Германии и Дании. В ходе работ, с перерывами проводившихся с 1927 по 1934 год, были обследованы обширные территории в Синьцзяне, в том числе в условиях шедшей там гражданской войны. 

Завершающий этап Шведско-Китайской экспедиции Свен Гедин был вынужден финансировать за счёт взятого им кредита, для погашения которого он предпринял в 1935-1936 году турне с чтением докладов по Центральной Европе. Так же по собственной инициативе и при поддержке германских властей он совершил несколько продолжительных поездок по Германии, целью которых был сбор материала для книги об изменениях в стране, произошедших под руководством национал-социалистов.

В текст написанной по итогам этой работы книги «Германия и мир во всём мире» Гедин отказался вносить какие-либо правки по требованиям немецкой цензуры. По этой причине труд не был издан в Германии, для чего изначально предназначался, и увидел свет на шведском, английском и голландском языках. Несмотря на это, Гедин сохранил свои прежние симпатии к немецкому государству, и в дальнейшем неоднократно встречался с его лидерами – Гиммлером, Геббельсом, Герингом и Адольфом Гитлером (последний называл Свена Гедина и Фритьофа Нансена людьми, которые больше всего интересовали его в юности). Считая себя влиятельным человеком среди германского руководства Гедин безуспешно пытался склонить его к вмешательству в советско-финскую войну (1939-1940) на стороне Финляндии   

Разгром нацистской Германии Советским Союзом Гедин пережил также тяжело, как и поражение Германской империи в Первой мировой войне. В 1945 году он написал некролог Адольфа Гитлера для газеты «Дагенс нюхетер», в котором назвал его «великим вождём» и «одним из величайших людей в истории». Последние годы жизни Свен Гедин работал над книгами воспоминаний: «Без поручения в Берлине» (1950) о своих контактах с нацистской верхушкой, двухтомником «Великие люди и короли» (1950-1951) о выдающихся личностях, с которыми был знаком; последняя работа «Мои собаки в Азии» (1952) была посвящена животным, сопровождавшим его в экспедициях.

С 1891 года, в течение нескольких лет Свен Гедин ухаживал за Марией (Милли) Бруман, падчерицей состоятельного шведского предпринимателя, делал ей предложение о браке, однако, по собственным словам, не принял её условие отказаться от карьеры путешественника в обмен на согласие на замужество. Весной 1899 года Мария Бруман написала Гедину письмо, в котором призналась ему в вечной любви и готовности провести с ним всю жизнь без каких-либо условий, однако, не успев отправить его, получила прощальное послание путешественника, написанное им перед отъездом во вторую экспедицию. Вскоре после этого она вышла замуж за помещика Альберта Линдстрема и призналась Свену Гедину о своём несостоявшемся порыве только через двадцать с лишним лет.

Во время первых экспедиций Гедин близко сошёлся с семьёй начальника военной администрации города Ош полковника Василия Николаевича Зайцева и активно добивался внимания его дочери Евгении, которая отвергла ухаживания и в 1904 году вышла замуж за русского офицера штабс-капитана А. Е. Снесарева. После этого эпизода о других попытках Свена Гедина создать семью сведений нет, он прожил всю жизнь холостяком и умер бездетным.